Меморандум по результатам деловой встречи делегаций саммита осетроводов

г. Москва, 14 ноября 2023 г. 

14 ноября в г. Москве состоялся внеочередной саммит осетроводов, в программу которого были включены наиболее важные вопросы развития отрасли, прежде всего связанные с государственным регулированием и корпоративными нормами ведения бизнеса, а также проходящим экспериментом по маркировке икры осетровых видов рыб.

В мероприятии принимали участие руководители и специалисты ведущих осетроводческих предприятий, представители федеральных министерств и ведомств, а также эксперты национальной системы цифровой маркировки Честный Знак.

Структура деловой встречи на полях события: панельная дискуссия «Эффективный и действенный контроль за обращением икорной продукции как одна из важнейших форм государственной поддержки российского осетроводства», панельная дискуссия «Административные барьеры и объективные негативные факторы, усложняющие развитие существующих и появление новых рыбоводных осетровых хозяйств», круглый стол «Современное состояние и стимулы развития фермерского осетроводства». По итогам подготовлен и принят финальный документ – меморандум, фиксирующий мнение присутствующих по существу всех вопросов повестки Саммита.

Цель настоящего Меморандума - закрепление консолидированной позиции участников Саммита для дальнейшего информирования контролирующих федеральных институтов, вынесения предложений по соблюдению, развитию и укреплению действующей законодательно-правовой базы РФ, механизмов контроля за оборотом осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, прослеживаемостью икорной продукции, путем принятия ряда изменений и дополнений к уже существующей системе. 

Коммуникация между участвующими в саммите Сторонами осуществляется на основе равенства и взаимности. Присутствующие компании и организации провели широкий обмен мнениям и обсуждение вопросов по соблюдению и возможным потенциальным изменениям существующей законодательно-правовой базы в сфере оборота осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру.

Посредством совместных консультаций Стороны пришли к выводу, что Российским правительством на сегодняшний день создана законодательная база, позволяющая не допускать введения в легальный оборот недобросовестными предпринимателями некачественной и фальсифицированной продукции из осетровых видов рыб, а также продукции, полученной от незаконного промысла.

 В последнее время дополнительно был принят ряд новых законодательных актов, для еще большего усиления контроля за введением в легальный оборот маточных стад осетровых видов рыб, используемых в дальнейшем для получения от них икры. Все вышеперечисленное позволяет очистить рынок от некачественной и фальсифицированной продукции и создать условия для гармоничного развития нашей отрасли.

Однако отмечено, что имеющийся потенциал информационных ресурсов, используемый государственными структурами, осуществляющими прослеживание ввоза, выращивания, переработки и обращения осетровых видов рыб и продукции из них, и, в первую очередь, их икры, задействован частично, а в некоторых аспектах полностью не реализован, что приводит к нахождению в легальном обороте как минимум 25% некачественной продукции, которая по сути является фальсификатом.

В связи с этим, в целях усиления практики прослеживаемости и максимально эффективного противодействия отраслевого сообщества обороту некачественной икорной продукции, стороны предложили ряд поправок к имеющимся алгоритмам и согласились о необходимости рекомендовать нижеследующее:

Статья 1.

Привести функционал ФГИС «Меркурий», со стороны Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), в соответствии с требованием Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», включив в него, наряду с операцией «Производство»,  такую операцию как «Упаковка продуктов не в месте их изготовления», что позволит не допустить обращения на рынке фальсифицированной пищевой продукции, снабженной сфальсифицированными ЭВСд.

Вскрывая факты недостоверности и фальсификации ЭВСд, приостанавливать действие этих документов, признавая их недействительными, а продукцию, которую они сопровождают - не подлежащей реализации (обороту), о чем должны быть незамедлительно уведомлены, как выпустивший ЭВСд, так и все участники оборота такой продукции, органы Роспотребнадзора и иные компетентные органы, в том числе оператор маркировки ЦРПТ «Честный знак». Следует учесть, что информация в ЭВСд - основополагающая для оператора системы государственной маркировки «Честный знак» при маркировке продукции. Выпуск недостоверных (фальсифицированных) ЭСВд повлечет за собой маркировку некачественного товара, оборот которого запрещен законодательством.

Государственные органы по надзору и контролю за оборотом пищевой продукции (и в первую очередь Россельхознадзор), обязаны принять все возможные меры для изъятия из оборота такой продукции, так так, согласно действующего законодательства (пункты 2 и 4, Статьи 3 ФЗ № 29«О качестве и безопасности пищевых продуктов») данная продукция является некачественной, должна быть изъята из оборота и в дальнейшем уничтожена или утилизирована.

Статья 2.

Дополнительно усилить контроль за введением в легальный оборот маточных стад осетровых видов рыб. Статьей 14 действующего Федерального закона № 148 «Об аквакультуре (рыбоводстве) установлена «обязательная регистрация ремонтно-маточных стад осетровых рыб в целях сохранения водных биологических ресурсов, а также осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)». Однако, механизм контроля достоверности данных, предоставляемых собственниками маточных стад для их регистрации, не определен. В связи с этим, необходимо предусмотреть, путем принятия Министерством сельского хозяйства РФ специального подзаконного акта, механизм проверки данных, полученных от владельцев ремонтно-маточных стад осетровых рыб.

Статья 3.

Закрепить единообразие оформления Ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарных сертификатов, свидетельств, справок), в том числе для икорной продукции, поступающей из-за рубежа. Вносить в документы обязательные и унифицированные положения касательно информации об упаковке(таре), весе продукции, датах изготовления, состоянии продукции (замороженная/охлажденная), виде осетровых и т.п.

Статья 4.

Повысить контроль административного СИТЕС при ввозе в РФ икорной продукции (в том числе из стран Таможенного Союза).  Создать регламент действий контролирующих федеральных органов и ответственных инстанций, продукции из осетровых видов рыб, поступающей на территорию нашего государства, для эффективной проверки соответствия вида осетровых, из которых изготовлена продукция с видом, указанным в сопроводительных документах.

Статья 5.

Внести изменение в Технический регламента стран Таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016) в части ее маркировки», включив в Пункт 76 и) икра нижеследующее:

В случае использования икры-сырца осетровых видов рыб, полученного не в месте приготовления икры, необходимо указывать «источник происхождения сырья (страна и географическое место, в котором была выращена рыба, из которой получена икра-сырец)».

Это дополнение необходимо для прослеживаемости икры осетровых при маркировке икорной продукции и предупреждения действий, которые могут ввести в заблуждение ее потребителей.

Статья 6

Установить повышенные таможенные пошлины на ввозимую икру осетровых видов рыб в случае, если она поступает на территорию РФ по ценам ниже, чем экспортируется в страны Еврозоны и США, с целью защиты отечественных производителей.

Одним из факторов, усложняющих развитие существующих и появление новых рыбоводных осетровых хозяйств, является незащищенность российского рынка от демпинга со стороны китайских компаний – поставщиков икры осетровых видов рыб. В настоящее время около 25% Российского легального рынка икры осетровых видов составляет импортная продукция, более 95% которой ввозится из Китайской Народной Республики. Китайская икра уже многие годы поступает в РФ по демпинговым ценам (на 40% дешевле чем в США и Еврозону), что негативно влияет на развитие отрасли. Инвестирование в осетроводческий бизнес считается не перспективным: компании предпочитают длительному процессу окупаемости сложному производственному циклу простую покупку икры в КНР, с целью дальнейшей перефасовки и перепродажи ее в России.  

Настоящий Меморандум подписан в двух экземплярах на русском языке, каждый из которых имеет одинаковую силу.

Секретарь «Саммита осетроводов - 2023»                   Алексеев Антон Сергеевич

    Необходима консультация?

    Задайте вопрос, и мы свяжемся с вами в ближайшее время